+7 495 221-77-00

В новый год с новым таможенным кодексом

В новый год с новым таможенным кодексом

_kodeks_eaes.jpg

С первого января 2018 года начали работать единые таможенные правила ЕАЭС, которые повлекут за собой целый ряд проблем, прогнозируют специалисты. Эта тема стала одной из самых обсуждаемых в Минске, опасающемся диктатуры Москвы.  

________________________________________

Кто выиграет от устранения барьеров на пути экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС?

Евразийский экономический союз, объединяющий несколько государств: Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Россию, обзавелся собственным Таможенным кодексом (ТК), вступившим в силу 1 января. Подписание документа было намечено на конец 2016 года, однако не состоялось из-за отказа главы Белоруссии Александра Лукашенко явиться на заседание глав государств, входящих в ЕАЭС, в рамках которого предполагалось утвердить кодекс. По неофициальной версии, до главы республики дошли слухи о планируемом государственном перевороте, готовящемся Кремлем. Сведения не подтвердились, что, однако, не помешало Лукашенко едко подметить, что в  кодексом «не работает» должным образом. В свойственной ему непосредственной манере глава Белоруссии рассказал о желании приступить к обсуждению кодекса только после того, как все проблемы будут решены. Страсти после скандала утихли только к апрелю 2017-го, когда Москва и Минск заключили «перемирие», после чего было решено возобновить переговоры.

 

Принятый документ обязан утвердить единое таможенное регулирование для стран ЕАЭС, скоординировать деятельность всех органов таможенного администрирования, следуя правилам, устанавливающим общий порядок оплаты и взаимодействия всех участников. Другими важными задачами Таможенного кодекса так же являются оптимизация таможенных процессов, создание единого свода правил и кодифицирование некоторых из них внутри Союза соглашения.

 

Чего ждать от Таможенного кодекса?

Таможенный кодекс – солидный документ, содержащий около 500 статей, объем которых превышает 1200 страниц. ТК устанавливает и распределяет права участников таможенных операций, регламентирует все таможенные операции, декларирование, способы оценки стоимости товаров, типы платежей, таможенных процедур, права таможенных органов, применение информационных технологий и ресурсов. Документ утверждает правила перевозок товаров физическими лицами, например, купленных в иностранных онлайн-магазинах.

 

Другой важнейшей задачей на данный момент является полный переход на электронное оформление всех таможенных операций, в том числе декларирование. Появится возможность осуществлять основные процедуры в режиме онлайн благодаря информационной системе таможни. Для проведения операций  на таможне не потребуется иметь при себе документы,  использованные для оформления электронной декларации. Декларирование многих товаров, подтверждение их регистрации и разрешение на ввоз или вывоз товаров будут осуществляться в автоматическом режиме. Товары будут пропускать в течение 4 часов со времени декларации.

 

Будет реализован и  принцип «единого окна»: весь пакет необходимых документов будет представляться единожды. В другом государстве  таможенники смогут получить всю необходимую информацию в электронном формате.

Согласно новому кодексу основное внимание будет сосредоточено на этапе, следующим за выпуском товара. Кроме того, принятый ТК позволяет воспользоваться отсрочками по оплате таможенных платежей. Это в разы улучшает позицию уполномоченных экономических операторов. Планируется, что будет пропускаться гораздо больше товаров, ведь оснований для запрета пропуска практически не осталось. Единственное препятствие для пропуска – нарушения, предусматривающие административную ответственность. В случае остальных нарушений будет достаточно корректировки.

Новый ТК не устанавливает нормы беспошлинного ввоза. Этот момент находится в ведении Евразийской экономической комиссии. Предварительный проект документа находится на подписании у глав государств. В нем прописаны максимальные нормы беспошлинного ввоза для стран-участниц, с той оговоркой, что их размер может отдельно устанавливаться каждым членом ЕАЭС. До утверждения норм этот вопрос будет в компетенции действующего законодательства.

 

Новый ТК – угроза для Белоруссии?

 

Белорусские критики, выступающие против нового Таможенного кодекса, открыто заявляют, что Евразийский союз – попытка России сделать «мини-СССР», столицей которого станет Москва, из которой будет осуществляться управление остальными «бесправными» государства, входящими в его состав. Предприниматели из Белоруссии уверены, что условия работы станут гораздо труднее и останутся таковыми, пока в соответствии с обновленным ТК не будет наработана легитимная практика.

Другим фактом, вызывающим опасения у чиновников, остается отказ от вмешательства национального законодательства в управление таможенными операциями. В ходе совещания Евразийского межправительственного совета, прошедшего в Армении в октябре минувшего года, премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков высказал свою позицию относительно нового кодекса. В его выступлении прозвучал следующий тезис: прежде чем принимать документ, следовало сформировать единый экономический базис и своевременно решать возникающие проблемы, а не откладывать их на потом.

По мнению Анатолия Змитровича, руководящего аналитическим центром белорусской Республиканской конфедерации предпринимательства, Таможенный кодекс станет существенным препятствием для бизнеса, преодолеть которое смогут далеко не все предприниматели. Перевод в электронный формат вызовет настоящий хаос в давно налаженных связях товаропроводящих сетей, прогнозирует Змитрович. Первыми «жертвами» нового ТК станут владельцы малого бизнеса, урегулировавшие доставку, заказы и ввоз товара по сезонам. А вот крупные корпорации столкнутся с неудобствами на этапе маркировки товаров, отметил он. Змитрович также предположил, что в случае ужесточения условия поставок первой ощутит их на себе именно Белоруссия, ведь Россия и Казахстан давно вступили в ВТО и их деятельность регламентируется ее правилами. Такими темпами в ближайшее время Москва начнет устанавливать нормы ввоза товаров для каждого государства, уверен эксперт.

Он также не сомневается в том, что из-за вмешательства Москвы в таможенные операции Белоруссии придется вносить существенный коррективы во внешнеторговую политику. Эти опасения не беспочвенны, в прошлом году Россия открыто высказала желание контролировать экспорт удобрений из Белоруссии, а президент предложил перенаправить перевозки белорусских нефтепродуктов из портов Прибалтики на терминалы в Ленинградской области. Змитрович уверен, что для стабилизации ситуации необходимо создание межнациональной структуры, не подчиняющейся Москве и учитывающей интересы стран-участников ЕАЭС, иначе белорусским предпринимателям придется «плясать под дудку» России. В противном случае бизнесмены просто не смогут выполнить требования всех нормативных документов.

Разговоры об установке пограничных постов при въезде в Белоруссию велись с начала прошлого года. Основанием для этого называлось препятствование ввозу санкционных продуктов. Настоящая цель крылась гораздо глубже и заключалась в установке абсолютного контроля над ввозом товаров из ЕС. Следует учитывать, что во время кризиса 2014-2015 Белоруссия укрепила торговые взаимоотношения с большинством западных государств, что позволило существенно возместить убытки на бывшем советском пространстве. Из-за этого основными торговыми партнерами Минска стали Германия, Польша, Нидерланды, Италия и Литва. Следование нормам принятого ТК возможно только в ущерб деловым отношениям с Западом, а рисковать ими Минск вряд ли станет.